**Операционная эффективность.**Главное – не сколько у вас денег на счете, а какие обязательства создает ваш бизнес. Если клиент должен вам заплатить – это обязательства. Если вы должны заплатить – это тоже обязательства. В хорошем бизнесе вам должны больше, чем вы должны другим. То есть дебиторка больше кредиторки. **Прогнозы и сценирование.** Полезно составить в Экселе полную модель бизнеса: начиная с воронки продаж и заканчивая платежами по кредиту и налогами. И покрутить разные коэффициенты: что, если поток клиентов сократится, курс валют изменится, нужно будет платить больше зарплату или снимать дополнительный склад? Игра с данными в Экселе покажет слабые места бизнеса и поможет уверенно его провести сквозь кризис. **Клиентский сервис**. Необязательно делать в своей компании лучший в мире клиентский сервис – достаточно немного превосходить ожидания клиентов. Часто люди покупают не потому, что у вас хороший сервис, а потому, что вы рядом, вы быстрее, вы дешевле. Формулируйте полезное действие бизнеса: иногда безопасность важнее скорости, качество важнее цены, а красивый интерьер важнее широкого ассортимента. **Конфликт с клиентом.** Главный источник конфликтов с клиентами – несовпадение ожидания и реальности. Чтобы конфликтов было меньше, важно постоянно говорить клиенту, что происходит и когда что будет. Не надо молча делать блестящую работу: лучше делать средне, но обо всём ставить в известность. Если конфликт уже разразился, нужно увести его из публичного в личное общение; дальше выяснить сторону клиента и встать на нее: постараться сделать ему хорошо. В конце предложить какой-то бонус, чтобы восстановить клиентское чувство справедливости. Восемь главных правил 0. Прочитайте законы хотя бы в тех частях, которые касаются вашей работы. 0.Лучшая защита от тюрьмы и штрафов – правовая грамотность. 0. Наймите или подружитесь с грамотными специалистами по налогам и праву. 0. Вникайте в их работу и перепроверяйте ее. Безоговорочно доверять нельзя никому. 0. Платите налоги, взносы и все обязательные платежи. 0. Бережно храните все документы. Фиксируйте все договоренности. 0. Не бойтесь суда. Не бойтесь подавать на апелляцию. 0. Не давайте взятки, лучше наймите грамотного юриста. 0. Не доверяйте советам из Интернета.